КАТЕГОРИИ


КАТЕГОРИИ
    «КАТЕГОРИИ» (Κατηγορίαι), первый трактат в составе «Органона», одно из самых ранних его сочинений Аристотеля: работа над ними велась параллельно с «Топикой», с которой они связаны содержательно. Известное заглавие трактата не принадлежит Аристотелю, в своих сочинениях он ссылается на него как на «формы высказывания» (σχήματα τῆς κατηγορίας).
    Согласно хронологии написания, текст делится на 2 части: Cat. 1-9, до 11Ь8 (более ранняя) и Cat. 10-15, 11Ь9-15Ь32 (относительно самостоятельные главы, т. н. postpraedicamenta). To, что это более позднее добавление, показывает переходная формула 11Ь8—15. По сообщению Симпликия, уже Андроник Родосский, первый издатель Аристотеля, рассматривал эту часть как дополнение. Ряд крупных аристотелеведов 19—20 вв. считали неподлинными или весь трактат (А.^Брандис, В. Розе, Р. Шпенгель, К. Прантль, А. Герке, Э. Дюпреэль, В. Йегер), или только главы 10-15 (Ф. Вайтц, Э. Целлер, Г. Гомперц). Со времени дискуссии между И. Хусиком и У. Д. Россом в «Journal of Philosophy» 36 (1936), p. 427-^33 новые аргументы приведены не были, и вопрос о подлинности можно считать решенным положительно. Сторонники подлинности трактата - Л. Минио-Палуэлло, И. Хусик, У. Д. Росс, Дж. Экрилл, И. Дюринг.
    Текст трактата представляет собой анализ слов (в качестве определений понятий) и семантической функции различных типов слов. Фон для «К.» составляет платоновский анализ понятия «бытие» (εἶναι): бытие как «существование» и бытие каким-то образом или в каком-то качестве (εἶναι в функции связки в предложении); ср. различения между οὐσία, ποιόν и πρὸς τι в «Пармениде» и «Софисте». Противопоставление бытия самого по себе (καθ' αὑτό) и бытия относительного (πρός τι) играло значительную роль в философских дискуссиях 370-350 до н. э. «Бытием самим по себе» для Платона были «идеи», для Аристотеля им стала «сущность» (οὐσία), а «бытие в отношении» стало отправной точкой для создания учения о различении значений слов.
    Выбор слова «категория» в значении «высказывание» (представленное у Платона в таком значении только один раз) показывает, что Аристотель сознательно дистанцировался от онтологических спекуляций своих старших товарищей по Академии, подчеркивая, что речь идет о языковом семантическом анализе. Также Аристотель избегает платоновского метода «диэрезы»: ни одна из категорий не может быть выведена из другой. Метод Аристотеля таков: он рассматривает отдельного человека и спрашивает, какие осмысленные высказывания можно сделать об этом человеке. Так, он выделяет 10 категорий: 1) он человек («сущность», τί ἐστί, οὐσία, лат. essentia); 2) он такого-то роста («количество», ποσόν, лат. quantitas); 3) он образован («качество», ποιόν, qualitas); 4) он старше/младше другого («отношение», πρός τι, relatio); 5) в Ликее («место», πού, ubeitas); 6) сегодня («время», ποτέ, quandeitas); 7) сидит («положение», κεῖσθαι, situs); 8) у него есть сандалии («обладание», ἔχειν, habitudo); 9) он говорит («действие», ποιεῖν, actio); 10) о нем говорят («претерпевание», πάσχειν, passio). T. обр., категории представляют собой типы предикатов, которые могут быть высказаны о каком-либо предмете.
    Содержательно текст делится на 3 части: 1): главы 1-3. Вводные терминологические замечания. Здесь важно разделение сущности (oysia) на первую (конкретная единичная вещь) и вторую (вид и род). Например, конкретный человек и понятие «человек». Общее (род и вид) обладает только логическим существованием, объективным же существованием обладают единичные вещи; 2): главы 4-9. Анализ первых четырех категорий. Все качества он подразделяет на устойчивые и неустойчивые, т. е. такие, при потере которых объект перестает быть самим собой, и такие, которые легко теряются без ущерба для объекта (в «Топике» и «Метафизике» за ними закрепился термин «привходящие» (συμβεβεκότα, accidens). Учение о категориях получает дальнейшее развитие в «Метафизике», кн. 12-я, где исследуется структура сущего. Термины, имеющие в «К.» исключительно логико-семантическое значение, там приобретут онтологический смысл (см., напр., Met. XII, 1, 1069а20); 3): главы 10-15 (в схоластике получили название postpraedicamenta). Собрание статей, содержащих: анализ четырех видов противолежания (получает развитие в Тор. И, 7-8; Met. V, 10), различение пяти видов предшествования (получает развитие в Met. V, 11), анализ понятия «одновременно» (ἅμα) (ср. Phys. V), анализ видов движения (ср. Phys. Ill—VI) и понятия «обладание» (ср. Met. V, 23).
    «К.» - чрезвычайно популярный у античных комментаторов текст; сохранились комментарии неоплатоников Порфирия, Дексиппа, Аммония, Симпликия, Олимпиодора, Иоанна Филопона, Элия и Анонимный комментарий (подробнее см. Аристотеля комментаторы).
    Рус. пер.: M. H. Касторского (1859), А. В. Кубицкого (1939, ред. 1978 менее удачна)
    Текст: Anstotelis Categoriae et liber De Interpretatione. Rec. L. Minio-Paluello. Oxf., 1949. 19562; Aristotle. Categories and De Interpretatione. Tr. and comm. by J. L. Ackrill. Oxf., 1963. Категории. Пер. А. В. Кубицкого, - Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978, с. 53-90.
    Лит. Ryle G. Categories, - Idem. Collected Papers. Vol. 2. L., 191 \; Frede M. Categories in Aristotle, - Idem. Essays on Ancient Philosophy. Oxf., 1987; К вопросу о подлинности: Husikl. The Categories of Aristotle, - Idem. Philosophical Essays. Oxf., 1952; RijkL. M. de. The Place of the Categories of Being in Aristotle's Philosophy. Assen, 1952; Frede M. Titel, Einheit und Echtheit der Aristotelischen Kategorienschrift, - Zweifelhaftes in Corpus Aristotelicum. В., 1983.
    Ε. Г. ПАРФЕНОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.

Смотреть что такое "КАТЕГОРИИ" в других словарях:

  • КАТЕГОРИИ — (от греч. kategoria высказывание; признак) наиболее общие, фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления. Система К., или категориальная структура, представляет собой сеть основных К. мышления, их… …   Философская энциклопедия

  • Категории —         «КАТЕГОРИИ» (Katnyopicu, лат. categoriae, praedicamenta) труд Аристотеля, называемый также «Pepi TCDV Kcnrnyopu Bv» («О категориях»); относится к его ранним произведениям и открывает цикл логических произведений, объединенных впоследствии …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • “КАТЕГОРИИ” —     “КАТЕГОРИИ” (Κατηγορίαι, от κατηγορεί” высказывать; лат. Praedicamenta) первый трактат в составе “Органона” Аристотеля. Одно из самых ранних его сочинений (работа над ними велась параллельно с “Топикой”, с которой они связаны содержательно).… …   Философская энциклопедия

  • категории —         КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria высказывание, свидетельство; признак) первоначально основные понятия философии, отражающие высшие роды сущего и являющиеся универсальными формами мышления. Начиная с Аристотеля и вплоть до конца 19 в. в роли… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Категории —  Категории  ♦ Categories    Наиболее общие предикаты, которые в рамках суждения можно присвоить тому или иному субъекту: фундаментальные понятия, позволяющие осмыслить бытие (Аристотель) или структурировать мысль (Кант). Оба эти варианта… …   Философский словарь Спонвиля

  • «КАТЕГОРИИ» — (Κατηγορίαι, от κατηγορέω – высказывать; лат. Praedicamenta) – первый трактат в составе «Органона» Аристотеля. Одно из самых ранних его сочинений (работа над ними велась параллельно с «Топикой», с которой они связаны содержательно). Заглавие… …   Философская энциклопедия

  • КАТЕГОРИИ — (от греч. kategoria высказывание; признак) в философии наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Категории — (от греч. kategoria высказывание; признак) 1) в политологии: основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки (политика, государство, власть и др.); 2) в философии наиболее общие и фундаментальные… …   Политология. Словарь.

  • Категории — (от греческого kategoria высказывание; признак) (философское), наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Категории — предметы, явления, лица, сгруппированные по общим признакам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

Книги

Другие книги по запросу «КАТЕГОРИИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.